Истоки когнитивно-поведенческой терапии берут свое начало с начала 1960-х готов. Создателем когнитивно-поведенческой психотерапии является американский психотерапевт, профессор психиатрии Пенсильванского университета- Аарон Темкин Бек. В ходе формирования данного направления А. Бек использовал ряд различных уважаемых источников: Карен Хорни, Альфреда Адлера, Джорджа Келли, Альберта Эллиса и многих других.
Когнитивно- поведенческая психотерапия (Cognitive Behavioural Therapy (CBT))- это активный, директивный, ограниченный во времени, структурированный подход.
На сегодняшний день существует несколько форм когнитивно-поведенческой психотерапии, к ним относятся: ~рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса (Ellis, 1962) ~диалектическо-поведенческая терапия (Linehan, 1993) ~терапия, сфокусированная на решение проблем (D’Zurilla&Nezu, 2006) ~терапия принятия и ответственности (Hayes, Follette&Linehan, 2004) ~экспозиционная терапия (Foa&Rothbaum, 1998) и другие направления.
Эффективность когнитивно-поведенческой терапии проверяется с 1977 года, когда было опубликовано первое исследование исходов лечения (Rush, Beck, Kovacs&Hollon, 1977). На сегодняшний день опубликовано более 500 исследований, доказывающих эффективность когнитивно-поведенческого подхода при множестве психических расстройств, заболеваний и психологических проблем.
ПРИНЦИПЫ
Основные принципы когнитивно-поведенческой терапии: 1. Принцип. Когнитивно-поведенческая терапия основывается на постоянно развивающейся формулировке проблемы пациента и индивидуальной концептуализации каждого пациента в рамках когнитивного подхода. 2. Принцип. Когнитивно- поведенческая терапия предполагает создание крепкого терапевтического союза. 3. Принцип. Особое внимание в когнитивно- поведенческой терапии уделяется сотрудничеству и активному участию. 4. Принцип. Когнитивно-поведенческая терапия ориентирована на результат и сфокусирована на проблемах. 5. Принцип. В первую очередь в когнитивно-поведенческой терапии делается упор на настоящее. 6. Принцип. Когнитивно-поведенческая терапия- это образовательная терапия; ее цель- научить пациента быть терапевтом самому себе; поэтому отдельное внимание уделяется предупреждению рецидивов. 7. Принцип. Когнитивно-поведенческая терапия должна быть ограничена по времени. 8. Принцип. Сессии когнитивно-поведенческой терапии структурированы. 9. Принцип. Когнитивно-поведенческая терапия учит пациентов выявлять, оценивать свои дисфункциональные мысли и убеждения и реагировать на них. 10. Принцип. Когнитивно- поведенческая терапия использует ряд техник, которые помогают менять образ мыслей, настроение и поведение.
Judith S.Beck
Главный плюс индивидуальной терапии заключается в том, что у вас есть возможность в доверительной и комфортной обстановке обсудить со специалистом всё, что вас тревожит.
Структура сессий
{04}
Знакомство;
Совместное решение, нужно ли членам семьи посещать сессии;
Формулирование плана работы для формирования реалистичных ожиданий от терапии;
Проведение оценки;
Формулирование исходных целей терапии;
Обратная связь.
Вводная часть сессии 1:
Определение повестки дня.
Оценка настроения.
Обсуждение того, что изменилось с оценочной сессии.
Обсуждение диагноза и психологическое просвещение.
Основная часть сессии 1:
Выявление проблемы и определение цели.
Знакомство с когнитивной моделью.
Обсуждение проблемы.
Завершение сессии 1:
Совместное подведение итогов.
Формулирование домашнего задания.
Обратная связь.
Вводная часть сессии:
Оценка настроения.
Обсуждение повестки дня.
Обсуждение того, что изменилось за прошедшую неделю.
Проверка домашнего задания.
Составление повестки дня.
Основная часть сессии:
Проработка конкретной проблемы и в ее контексте разбор когнитивно-поведенческих навыков.
Дополнительное обсуждение и совместное формулирование важного и актуального домашнего задания.
Прорабатывание второй проблемы (в зависимости от оставшегося времени сессии)
Завершение сессии:
Совместное подведение итогов.
Уточнение домашнего задания.
Обратная связь.
Знакомство;
Совместное решение, нужно ли членам семьи посещать сессии;
Формулирование плана работы для формирования реалистичных ожиданий от терапии;
Проведение оценки;
Формулирование исходных целей терапии;
Обратная связь.
Вводная часть сессии 1:
Определение повестки дня.
Оценка настроения.
Обсуждение того, что изменилось с оценочной сессии.
Обсуждение диагноза и психологическое просвещение.
Основная часть сессии 1:
Выявление проблемы и определение цели.
Знакомство с когнитивной моделью.
Обсуждение проблемы.
Завершение сессии 1:
Совместное подведение итогов.
Формулирование домашнего задания.
Обратная связь.
Вводная часть сессии:
Оценка настроения.
Обсуждение повестки дня.
Обсуждение того, что изменилось за прошедшую неделю.
Проверка домашнего задания.
Составление повестки дня.
Основная часть сессии:
Проработка конкретной проблемы и в ее контексте разбор когнитивно-поведенческих навыков.
Дополнительное обсуждение и совместное формулирование важного и актуального домашнего задания.
Прорабатывание второй проблемы (в зависимости от оставшегося времени сессии)